Провокация и эксцесс: в Канне смотрят кино про Голливуд и черный юмор

23.05.2019 0

Наиболее ярким сопоставлением в рамках программы одного дня на Каннском кинофестивале стало столкновение двух национальных культур и творческих темпераментов — американца Квентина Тарантино («Однажды… в Голливуде») и корейца Пон Чжун-хо («Паразит»).

Тарантино, в отличие от большинства участников, исправно посещал просмотры фильмов других авторов в период своего краткого пребывания на фестивале. Он предложил киноманский образ Голливуда как культуры «низких» жанров в трактовке культовых звезд — Леонардо Ди Каприо, играющего роль популярного актера фильмов серии «В» и спагетти-вестернов, и Брэда Питта в роли его друга, дублера и каскадера.

Тарантино в Голливуде: какие каннские фильмы ждать в нашем прокате

Список новинок киносезона возглавят участники фестиваля на Лазурном Берегу

Избрав переходный период в истории кино как искусства и индустрии (1969 год), неистовый Квентин бесстрашно смешивает мифы, реальность и собственные фантазии в зрелищном коктейле. Восхищает и любителей кино, и массовую аудиторию, порождая одновременно множество вопросов о соотношении игры с действительностью.

Энтузиазм автора и мастерство исполнителей несомненны. Конкретные решения и сюжетные допуски более сомнительны, но Тарантино, безусловно, завоевал право на провокацию, которую он использует, начиная с самых первых фильмов. В отличие от Альмодовара, он сохраняет эту способность и по сей день.

Не буду разрушать спойлерами первые впечатления от фильма отечественных зрителей. Картина выйдет на российские экраны 8 августа, вероятно, в измененном монтаже. Режиссер заканчивал ее в спешке, чтобы успеть к фестивалю, и запретил принятый здесь повторный показ на том основании, что монтаж будет доработан (это, вероятно, снимет большинство нынешних претензий).

Фильм Пон Чжун-хо (автора знаменитой «Окчи», показанной два года назад здесь же, в Каннах) сближает с работой американского режиссера бесшабашность зрелищных эффектов и черный юмор. Правда, в «Паразите» значительно больше восточной кровавости и бьющих по нервам эксцессов. История о том, как нищая семья (отец, мать, сын и дочь) обманом проникает в семью богатую и относительно благополучную, завоевывает ее расположение и безжалостно эксплуатирует, до боли напоминает «Елену» Андрея Звягинцева вплоть до зеркальных отражений. Но там, где российский режиссер зверски серьезен, его корейский коллега издевательски раскован, постоянно вызывает смех в зале эксцессами расправы и символически разбушевавшейся природы.

Время тяжеловесов: в Каннах показали картины Альмодовара и Малика

Набережную Круазет посетили Ален Делон и Клод Лелуш

«Паразит» постоянно генерирует самодовлеющие эффекты — сродни гэгам американской «комической» школы немого периода, что и сближает его с киноманом Тарантино. И та, и другая лента по-своему вписываются в игры нынешнего фестиваля с популярными жанрами, в первую очередь с фильмами ужасов. Правда, и Тарантино, и Пон Чжун-хо отказываются от необходимых сверхъестественных компонентов и заменяют их эстетскими играми и свободой вымысла. В финальных эпизодах «Однажды… в Голливуде» Тарантино гораздо эффективнее (и эффектнее) использует стилистику фильмов ужасов, нежели Джим Джармуш в картине открытия, где воочию фигурируют живые мертвецы.

А параллельно Каннскому кинофестивалю, наглядно воплощая конкуренцию между кино и сериалами, более 19 млн зрителей во всем мире с замиранием сердца следили за финальными эпизодами «Игры престолов», воплотившей сходные принципы зрелищности и жанровой специфики, вплоть до живых мертвецов, потерпевших поражение и в сериале, и по воле Тарантино, но побеждающих у Джармуша и на каннских экранах.

Источник: iz.ru