Отменная позиция: кому выгодны массовые задержки авиарейсов

02.02.2019 0

Массовые задержки вылетов не всегда связаны с погодными условиями. Крупные перевозчики могут использовать этот предлог для сокращения собственных издержек, заявили «Известиям» в институте экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ. Так, в минувшие выходные в столице наибольшее число отмен (более 130) пришлось на «Аэрофлот». Остальные авиакомпании перенесли всего около 20 вылетов, уточнили в Общероссийском объединении пассажиров. Выяснением истинных причин массовых задержек уже занимается Московская межрегиональная транспортная прокуратура — проверка завершится до конца февраля, сообщили «Известиям» в ведомстве.

Подавляющее большинство из 300 рейсов, задержанных и отмененных во время снегопадов 26–27 января, было зафиксировано в Шереметьево. Базирующийся там «Аэрофлот» сообщил об отмене 131 и переносе еще 151 вылета. У остальных авиакомпаний серьезных изменений не наблюдалось — в целом речь идет об отмене всего порядка 20 рейсов, сказал «Известиям» глава Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.

задержка

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

В S7 Airlines, UTair, «Уральских авиалиниях» и «Нордавиа» «Известиям» рассказали, что вылеты из-за снегопада не отменялись, однако подтвердили опоздание некоторых самолетов. В частности, в UTair отметили, что авиакомпания в указанные даты выполнила план полетов на 100%, задержки рейсов составили в среднем 15–20 минут. Борт «Уральских авиалиний», летевший в Домодедово, из-за непогоды совершил вынужденную посадку во Внуково. У «Нордавиа» произошла длительная задержка рейса Римини–Домодедово: самолет более часа кружил в ожидании разрешения на посадку из-за внеплановой очистки ВПП.

К взлету не готов: авиакомпании столкнулись с дефицитом пилотов

Как решить проблему нехватки летчиков при мощном росте пассажиропотока

В пресс-службе аэропорта Домодедово признали, что в связи с погодными условиями в расписании были «технические задержки». Во Внуково сообщили, что отмены рейсов по метеоусловиям не было, а в Шереметьево сказали, что 26–27 января аэропорт работал штатно, несмотря на обильный снегопад.

Задержки без издержек

Опрошенные «Известиями» эксперты отметили, что массовая отмена рейсов, в которой уже не первый раз замечают «Аэрофлот», в определенных обстоятельствах может быть выгодна авиакомпании. В некоторых ситуациях дешевле оставить самолет на земле, а пассажиров отправить другим бортом, считает эксперт института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Андрей Крамаренко.

— В период низкого спроса у «Аэрофлота» может возникнуть желание сократить число рейсов под благовидным предлогом. Это позволит снизить количество взлетов-посадок в аэропорту, уменьшить число задержек авиарейсов и снизить за счет этого собственные издержки, — сказал он.

Отмена рейсов, в отличие от их задержки, не сказывается на рейтингах перевозчика, поэтому нельзя исключать, что «Аэрофлот» поступает так для сохранения положительной статистики, предположил эксперт.

Взлет по спискам

Как российские авиадебоширы лишились права на перелет

— По большинству направлений у него несколько ежедневных частот, и это позволяет пересадить пассажиров отмененных рейсов без особых неудобств для них и издержек для авиакомпании, — добавил Андрей Крамаренко. 

Отмена такого числа рейсов, по его мнению, отчасти может быть связана и с особенностями Шереметьево: две зависимые ВПП не позволяют проводить параллельные взлетно-посадочные операции, в пиковые часы пропускная способность аэропорта уже исчерпана и при хорошей погоде.

— Авиакомпания может злоупотреблять погодными условиями для отмены малозагруженных рейсов и объединения нескольких таких рейсов в один. Ведь другие самолеты «Аэрофлота» взлетали и садились в непогоду в этом же аэропорту, — пояснил «Известиям» председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков.

задержка 2

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Авиадебош влетит в копеечку

В правительстве намерены увеличить штрафы за хулиганство в самолете в 10 раз

В пресс-службе «Аэрофлота» опровергли это предположение, подчеркнув, что «штатные синоптики тщательно анализируют метеокартину». Если она оценивается как неблагоприятная, перевозчик заранее меняет расписание.

— Заблаговременные предупреждения позволяют уменьшить неудобства для пассажиров, которые могут скорректировать свои планы и избежать ненужного скопления в аэропорту, — добавил представитель компании.

Уточнять информацию о загрузке отмененных рейсов в пресс-службе отказались. Но по данным Росавиации, из 10 крупнейших российских авиакомпаний самая низкая загрузка пассажирских кресел в 2018 году была именно у «Аэрофлота» (80,5%).

— В низкий сезон «Аэрофлот» объединяет рейсы, чтобы не гонять полупустые самолеты. Это давняя история, всем понятная, которая неоднократно поднималась, — сказал «Известиям» источник в авиаотрасли. — В Шереметьево третья категория аэродрома (самая высокая — «Известия»), поэтому посадке даже в сложных метеоусловиях ничего не мешает. Нужно задать вопрос авиакомпаниям «Уральские авиалинии», «Россия» или Nordwind, которые летают в тот же аэропорт — почему они не отменяют рейсы, как «Аэрофлот»?

задержка5

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

В Международной ассоциации аэропортов одной из причин участившихся отмен и задержек авиарейсов в непогоду называют новые требования Минтранса к аэродромам: для ВПП второй категории стала необходима радиолокационная станция обзора или многопозиционная система наблюдения. Об этом, в частности, говорится в письме исполнительного директора ассоциации Сергея Никотина министру транспорта Евгению Дитриху (есть в распоряжении «Известий»).

Авиакомпании предложили завершать регистрацию за час до вылета

Пассажиров хотят заставить на 20 минут раньше приезжать в аэропорт

В Минтрансе «Известиям» подтвердили, что в Федеральные авиационные правила (ФАП) были действительно внесены изменения, касающиеся оснащения аэродромов гражданской авиации системами управления и контроля за наземным движением. Однако информацией «о снижении какой-либо пропускной способности в связи с введенными требованиями» в ведомстве не располагают.

Только для больших

В зависимости от типа воздушного судна, дальности перелета и загрузки борта авиакомпания в среднем зарабатывает от 655 тыс. до 3,2 млн рублей на каждом среднемагистральном рейсе и до 4,5 млн рублей — на дальнемагистральном, пояснил «Известиям» глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак.

— Задержка в воздухе воздушного судна обходится в 150–200 тыс. рублей в час в связи с дополнительным расходом топлива и увеличением фонда оплаты труда (ФОТ), — рассказал директор транспортной практики Strategy Partners Михаил Нохрин. — Каждый час простоя борта на земле стоит 20–30 тыс. рублей, не считая аэропортовых сборов. При этом если рейс отменен и «уплотнить» другие рейсы нельзя, перевозчик несет затраты на лизинг борта и зарплату экипажа (около 300 тыс. рублей на рейс), а также аэропортовые сборы и расходы на компенсации пассажирам.

задержка3

Фото: РИА Новости/Кирилл Каллиников

Посадят цены: Минтранс хочет избавить авиакомпании от «лишних» сборов

Это станет одним из рычагов снижения стоимости билетов

Именно поэтому отменять рейсы может себе позволить только очень крупный перевозчик, отметил управляющий партнер Arthur D. Little в России Александр Ованесов.

— Маленькая компания от этого очень сильно страдает. Чаще всего перевозчику приходится брать дополнительный борт у кого-то, а это очень дорого. Чем больше авиакомпания, тем проще отменить рейс: у нее есть capacity (провозные емкости) — большой парк.

Московская межрегиональная транспортная прокуратура до конца февраля планирует завершить проверку по факту массовой отмены и задержки рейсов в московских аэропортах 26–27 января, сказала «Известиям» представитель ведомства Екатерина Короткова. Проверка должна установить причины произошедшего, соблюдались ли при этом права пассажиров и предоставлялись ли им соответствующие услуги при ожидании рейсов. В случае выявления нарушений будут приняты меры прокурорского воздействия, пообещали в ведомстве.

Источник: iz.ru