Отдельные недостатки: комедия о двух трансвеститах и пьяной блондинке стала шедевром мирового кино

29.03.2019 0

Недооцененных шедевров, как правило, не существует (переоцененных — сколько угодно). Рано или поздно — а чаще всего своевременно — любой продукт человеческого гения получает должную оценку. Другое дело, что очень часто произведение любят не совсем за то, за что следовало бы. 60 лет назад, 29 марта 1959 года, на экраны Америки вышел фильм «Некоторые любят погорячее», у нас известный как «В джазе только девушки» — картина, в отношении которой существует как минимум три устоявшихся мифа. Журналист Алексей Королев для «Известий» вспомнил, каких именно, и, разумеется, разоблачил.

Найдены раритетные кадры с обнаженной Мэрилин Монро

Миф первый. Это просто веселая комедия.

К концу 1950-х годов Билл Уайлдер был натуральной священной коровой Голливуда. Выходец из польской Галиции, журналист в веймарской Германии, он перебрался в США в 1930-е годы, долго бедовал, а потом стал одним из самых востребованных и значительных американских режиссеров. Среди фильмов, принесших Уайлдеру громадную славу, — «Двойная страховка» по Рэймонду Чэндлеру, «Шталаг 17», «Бульвар Сансет». Три «Оскара» (а всего будет семь) и полная творческая свобода в выборе тем, сценариев и актеров. Достаточно сказать, что именно Уайлдер впервые сделал главным героем фильма законченного алкоголика, да ещё и снял в этой роли суперположительного Кирка Дугласа («Туз в рукаве»).

Фото: Global Look Press/FilmStills.netРежиссер Билл Уайлдер

Разумеется, Уайлдер делал всё, что хотел, строго в рамках существующих правил. А главным правилом для Голливуда в то время был пресловутый кодекс Хейса, запрещавший показывать на экране примерно всё, что могло оскорбить последнего ханжу, — от поцелуев со злодеем до священника-убийцы. Цензуру Уайлдер терпеть не мог и всячески с ней боролся. Поэтому когда его давний, еще по Германии знакомый сценарист Роберт Тёрен предложил Уайлдеру сделать ремейк своей довоенной ленты «Фанфары любви» про переодевающегося в женское платье мужчину и его роман с девушкой, Уайлдер понял, что это грандиозный шанс. Сделать топовое кино (другого он уже не снимал) со звездами первой величины и рискованным сюжетом — в этом было то, что Уайлдер любил больше всего в профессии: вызов.

Фото: Neue Deutsche Film GmbH (NDF)Кадр из фильма «Фанфары любви» (1951 год)

Ещё он очень любил возиться со сценариями и именно в этом фильме сценарий получился блестящим. Нет, фабула-то как раз вполне тривиальна, разумеется, а вот диалоги и контекст… Уайлдер насытил фильм скрытыми цитатами из гангстерского довоенного кино, виртуозно поработал с двусмысленностями, чтобы сексуальный подтекст читался ясно, но в формальное противостояние с кодексом Хейса не входил. (Знаменитое «Кому-то леденец, а кому-то палочка от леденца»). Да и вообще для пустяковой на первых взгляд истории с переодеванием в фильме слишком много циничного, даже мрачноватого юмора, а уж открытых насмешек над американской поп-культурой того времени — и вовсе пруд пруди.

Билли Уайлдер рассказал Кэмерону Кроу о сокровенном

Книга бесед оскароносных кинорежиссеров впервые вышла на русском языке

Уайлдер был выдающимся комедиографом, но в первую очередь он был выдающимся режиссером и ничего и никогда не снимал просто так. «В джазе только девушки» — этапный фильм для американского кино, не столько чистая комедия, сколько фарс со вполне убедительным социальным звучанием.

Миф второй. Это триумф Мэрилин Монро

Монро очень хотела сниматься в этом фильме. Вернее, не именно в этом — просто в следующем фильме Уайлдера. Они работали вместе над «Зудом седьмого года» (это в нем знаменитый кадр, где Мэрилин стоит на вентиляционной решетке), имевшем коммерческий успех, и Монро — опытная и расчетливая бизнесвумен, несмотря на репутацию тупой блондинки, — очень хотела его повторить. Она не снималась полтора года, наполненных барбитуратами, беременностью (и выкидышем) и сложными взаимоотношениями с мужем, Артуром Миллером. Ее возвращение должно было быть триумфальным — и экономически выгодным: в деньгах Мэрилин нуждалась всегда.

Мэрилин Монро

12-летняя Норма Джин с Аной Этчинсон Лоуэр, взявшей на себя заботу о девочке, после того как ее мать, Глэдис Перл Бейкер, попала в психиатрическую больницу с диагнозом «параноидальная шизофрения»

Фото: Getty Images/Hulton Archive/Silver Screen Collection

Мэрилин Монро

В июне 1942 года будущая звезда впервые вышла замуж — избранником 16-летней Нормы Джин стал рабочий Джеймс Доэрти, вскоре записавшийся матросом в торговый флот

Фото: Getty Images/Hulton Archive/Silver Screen Collection

Мэрилин Монро

В 1943 году, после учебного курса на острове Каталина у берегов Калифорнии, Джеймса отправили на Тихоокеанский театр военных действий. Норма Джин переехала к его родителям и устроилась сборщицей на фабрику по производству радиоуправляемых мишеней для ВВС

Фото: Getty Images/Hulton Archive/Silver Screen Collection

Мэрилин Монро

Несмотря на детство, проведенное в приемных семьях, болезнь матери и разлуку с мужем, Норма Джин не теряла оптимизма — и даже пыталась освоить горные лыжи на песчаных дюнах Каталины

Фото: Getty Images/Hulton Archive/Silver Screen Collection

Мэрилин Монро

В 1944 году Норма Джин познакомилась с фотографом Дэвидом Коновером, убедившим ее начать карьеру модели. Вскоре она оставила Доэрти, осветлила волосы и стала одной из самых популярных девушек США — в 1946 году ее фотографии появлялись на обложках мужских журналов 33 раза

Фото: Getty Images/Michael Ochs Archives/Ed Feingersh

Мэрилин Монро

В августе 1946 года Норма Джин заключила контракт с киностудией 20th Century Fox. Студия посчитала ее настоящее имя малопригодным для кино: продюсер Бен Лайон предложил имя Мэрилин в честь звезды мюзиклов 1930-х Мэрилин Миллер, а фамилию Монро решила взять сама актриса — это была девичья фамилия ее матери

Фото: Getty Images/Michael Ochs Archives/Ed Feingersh

Мэрилин Монро

Монро работала над карьерой в кино бешеными темпами, снимаясь в 4-5 фильмах в год. Чтобы справиться с перенапряжением и постоянной бессонницей, Мэрилин начала принимать успокоительные и снотворные препараты и всё больше увлекалась алкоголем

Фото: Getty Images/Bettmann

Мэрилин Монро

Несмотря на все возраставшую славу, в середине 1950-х Монро всё еще можно было запросто встретить на станции нью-йоркского метро

Фото: Getty Images/Michael Ochs Archives/Ed Feingersh

Мэрилин Монро

Монро начинала как комедийная актриса, но в начале 1960-х ее стали приглашать и в серьезные фильмы. Последней завершенной картиной с ее участием стали «Неприкаянные» Джона Хьюстона по сценарию третьего мужа Мэрилин, драматурга Артура Миллера

Фото: Getty Images/Ernst Haas

Мэрилин Монро

Лауреат Пулитцеровской премии Миллер развелся с Мэрилин за год до ее смерти. Он пережил ее на 43 года и умер в 2005-м, в возрасте почти 90 лет

Фото: Getty Images/Hulton Archive/Daily Express/Harold Clements

Мэрилин Монро

Монро подходила к актерскому ремеслу крайне серьезно: на этой фотографии она попала в кадр за чтением «О технике актера» знаменитого театрального педагога Михаила Чехова

Фото: Getty Images/Michael Ochs Archives/Ed Feingersh

Сценарий ей сперва не понравился: дескать, каких только дур я в жизни не переиграла, но такую, которая мужика от бабы отличить не может? Но чутье и аргументы мужа (Миллер от драматургии Уайлдера пришел в восторг) заставили ее передумать.

Что было дальше — широко известно. Монро являлась на площадку когда хотела (потому что до утра не могла уснуть даже под барбитуратами), прикладывалась к стакану прямо в перерыве между дублями, забывала реплики и не понимала, чего от нее хочет Уайлдер. Ну и знаменитое, от Тони Кертиса: «Целовать ее — это всё равно что целовать Гитлера» (не потому что Монро была непривлекательна, а потому что дублей было до 40).

Фото: Global Look Press/ZUMAPRESS.com/imago stock&peopleТони Кёртис и Мерлин Монро в фильме «В джазе только девушки» (1959 год)

Великий комбинатор: Энди Уорхол дал каждому 15 минут славы

Почему один из главных арт-революционеров ХХ века исправно посещал церковь

За роль Душечки Монро получила свою первую и единственную стоящую награду — «Золотой глобус», сделала фильму кассу — в конце концов, она была самой желанной кинозвездой Америки, да и Уайлдер оценил ее роль как удачную, — но бенефисом это назвать трудновато. Особенно на фоне действительного триумфатора этой ленты — виртуозного, сногсшибательного Джека Леммона. Да и свою лучшую роль в карьере Монро всё же сыграла не здесь, а в «Автобусной остановке», тремя годами ранее.

Миф третий. В СССР этот фильм устроил сексуальную революцию

В тот год, когда «В джазе только девушки» вышел на американский экран, лидером советского проката стал фильм «ЧП — Чрезвычайное происшествие», приключенческий фильм о захвате советского теплохода на Тайване. Самым же популярной «импортной» лентой оказалась «Колдунья» с Мариной Влади — ничего более сексуального советский зритель и представить себе не мог. Конечно, трудно себе даже вообразить, что случилось бы в СССР, если бы «Девушки» попали на наш экран в 1959 или 1960 годах, если уж предельно скромная «Колдунья» казалась верхом чувственности. Но в Советском Союзе ленту показали только в 1966-м.

Фото: Films Metzger et WoogСцена из фильма «Колдунья» (1956 год). В главной роли актриса Марина Влади

«Золотой глобус» Монро продан в США за рекордные $250 тыс.

Конечно, успех был огромным — второе место после «Войны и мира» при десятикратно меньшем количество копий, почти 44 млн зрителей. Но это был уже другой зритель. Нет, эротики за прошедшие семь лет на отечественных экранах не прибавилось, но зато сам советский кинематограф совершил качественный скачок вперед. «Иваново детство» и «Мне двадцать лет», «Девять дней одного года» и «Никто не хотел умирать», «Обыкновенный фашизм» и «Берегись автомобиля» — всё это смотрели куда более искушенные люди.

Да, поглазеть на Мэрилин выстраивались очереди — но в первую очередь шли на отличную комедию с переодеванием и только во вторую — на ту самую сцену в поезде, где сквозь флер нижнего белья можно было что-то даже не разглядеть — додумать.

Для сексуальной революции в Союзе нужны были другие времена и нравы, когда о фильме «В джазе только девушки» можно было вспоминать с легкой ностальгией, непременно приговаривая великое: Well, nobody’s perfect! — «У каждого свои недостатки!»

Источник: iz.ru