«Молодежь должна помнить культурную историю страны»

07.01.2019 0

Один из лучших концертмейстеров страны Левон Оганезов вошел в 2019 год с двумя новыми концертными программами. В «Музыкальной панораме» под живой звук его инструментального ансамбля зритель может увидеть и вспомнить отрывки из старых и возможно подзабытых фильмов. А программа «Вино любви» возвращает нас в эпоху романтики выдающихся певцов Петра Лещенко и Изабеллы Юрьевой. О корифеях прошлого и надеждах будущего народный артист рассказал «Известиям». 

«Магия — в стихах, которые ты решил спеть»

Бард Сергей Никитин — о секретах авторской песни, одушевленной гитаре и о том, почему нельзя отдавать детей на откуп компьютеру

Вас знают как пианиста, концертмейстера, ведущего телепрограмм, не обошли вы своим вниманием и кинематограф. А что для вас стало главным?

― Ответ на ваш вопрос лежит в истории моего личного образования. В 4,5 года родители отдали меня в лучшую музыкальную школу страны, а я считаю, что и лучшую школу в мире — Центральную музыкальную школу при Московской консерватории, основанную выдающимся музыкальным педагогом Александром Борисовичем Гольденвейзером. Чтобы понять ее значимость, достаточно сказать, что в этих стенах получили начальное музыкальное образование почти все выдающиеся музыканты нашей страны.

Левон Оганезов

Левон Оганезов с женой

Фото: Global Look Press/Natalia Shakhanova

Мой школьный педагог — добрая, но строгая дама Татьяна Евгеньевна Кестнер, преподаватели ЦМШ и консерватории создали фундамент, на котором я и построил свою профессию музыканта. Пианист, концертмейстер, аранжировщик — это то, чем я занимаюсь всю жизнь и бросать не собираюсь. Знаю музыкантов, которые ради «сладкой жизни» бросали свою профессию, но, по моим наблюдениям, мало кто из них добивался настоящего успеха.

«Хорошие песни живут долго»

Эстонская певица Анне Вески — о выступлениях в России, крепкой семье и друзьях из Москвы

Когда состоялся ваш первый выход на публику?

— После второго курса консерватории всех ребят 1940-го и 1941-го годов рождения, независимо от факультета, забрали в армию (не хватало призывников). Год я прослужил танкистом, а на второй меня перевели в оркестр Министерства обороны. Должен сказать, что в оркестре нас не особенно мучили службой и даже отпускали на лекции в консерваторию; таким образом, служба в армии у меня отняла не два года, а полтора.

Окончив службу в армии, я перевелся на вечернее отделение и начал активно работать: концертмейстером в Москонцерте, играл класс в балете Большого театра, целый год работал в оркестре Утесова, меня приглашали на записи в оркестр Силантьева, а по вечерам аккомпанировал концерты.

Левон Оганезов

— Все секреты моей работы можно уместить в одной фразе — профессиональное отношение к делу

Фото: avproduction.am

С первых лет своей творческой деятельности вы попали в компанию звездных артистов. Удалось ли выработать рецепт успешного концертмейстера от Левона Оганезова?

— Все секреты моей работы можно уместить в одной фразе — профессиональное отношение к делу. А в чем заключается профессионализм, поясню: у концертмейстера не должно быть любимых произведений. Выходя на сцену, он должен исполнить всё чисто, профессионально. Надо помнить, что всегда есть хотя бы один слушатель, который всё понимает. Обязательно умение читать ноты с листа, транспонировать в другую тональность. Если это не клавир, а партитура, концертмейстер обязан с ходу увидеть то, что необходимо сыграть.

«Надо отвечать добром на добро»

Не опубликованное ранее интервью Олега Табакова «Известиям»

Безусловно, надо знать музыкальные стили и жанры. Старинная музыка — это один набор приемов, современная играется иначе. А сегодня совершенно необходимо владеть такими жанрами, как джаз и рок. Не чуждо моей профессии и актерское искусство. Работая в паре с эстрадными артистами, концертмейстер должен уметь сказать нужную реплику, отреагировать мимикой. Могу сказать, что двое на сцене — солист и аккомпаниатор — это единое целое.

Кого из ваших партнеров по сцене вы вспоминаете с особенной теплотой?

— Мне довелось работать с замечательными артистами: Олег Анофриев, Лариса Голубкина, Спартак Мишулин, Анатолий Папанов, Андрей Миронов, Владимир Винокур. Я аккомпанировал Марку Бернесу, Изабелле Юрьевой, а в Магадане удалось поработать с Вадимом Козиным. Очень много лет сотрудничал с Иосифом Кобзоном. С горечью думаю о том, что многих из перечисленных уже нет в живых.

Левон Оганезов

Левон Оганезов и Иосиф Кобзон

Фото: Global Look Press/Anatoly Lomohov

Об этих людях я могу вспоминать часами. Было много курьезных, забавных случаев, все не перечислишь, но некоторые вспоминаются сразу. Когда Леонид Осипович Утесов перестал руководить оркестром и сидел дома, мы с Кобзоном иногда приезжали к нему с утра и рассказывали анекдоты. Как-то сильно засиделись и Иосиф Давыдович говорит: «Дайте хотя бы стакан чая, Леонид Осипович. И услышали в ответ: «Подожди, мы еще сами не пили».

«Среди наших идей — создание театрального квартала»

Владимир Машков — о будущем театра, зеркалах и «Матросской Тишине»

С особой любовью и нежностью вспоминаю Андрюшу Миронова. Это был человек удивительно открытый, честный в общении, скромный и даже застенчивый. А главное, это был профессионал высокого класса. Где бы ни приходилось выступать, Андрей всегда всё — от освещения до занавеса — проверял сам. Лично ставил марки, где на сцене должен стоять рояль, стул…

Да вы и сами не чужды актерству…

— Приходилось быть и актером. К 40-летию Победы Григорий Горин написал, а Андрей Миронов поставил спектакль «Прощай, конферансье», в котором была роль концертмейстера специально для меня. В фильме «Певучая Россия» об истории основателя хора Митрофана Ефимовича Пятницкого мне досталась роль усатого учителя итальянца. Затем в фильме Рязанова «Ключ от спальни» я в роли концертмейстера играл на рояле.

В моем активе довольно много телепередач. Я был партнером Владимира Винокура и даже разговаривал в его номерах. Постоянно снимался в программе «Белый попугай», где актеры рассказывали анекдоты, два года провел в программе «Добрый вечер с Игорем Угольниковым», руководил оркестром и был соведущим. В том же качестве семь лет участвовал в передаче «Жизнь прекрасна» с Михаилом Швыдким и Еленой Перовой. Со мной там работали прекрасные музыканты, с которыми я и сейчас выхожу на сцену.

Левон Оганезов

Телеведущая Валентина Леонтьева, спортивный комментатор радио и телевидения Николай Озеров и артисты эстрады Геннадий Хазанов и Левон Оганезов, 1962 год

Фото: РИА Новости/Валерий Шустов

«В истории остается только хорошая песня»

Певец и композитор Леонид Агутин — о секретах популярности, молодых рэперах и желании зрителей заплакать

С солисткой ансамбля «Жизнь прекрасна» Аллой Лазаревич мы сделали несколько программ, посвященных песням прошлых лет. Мне очень нравятся эти песни, но дело не только в этом. Многим молодым людям эта музыка незнакома, мало кто ее может напеть, а жаль: молодежь должна знать и помнить культурную историю страны.

У меня бывают сольные выступления, на которых я не только играю, но и рассказываю и, если есть возможность, даю мастер-класс. Но так, чтобы выйти и сыграть перед слушателями, скажем, сонату Бетховена, — нет, не хочу. Сонаты я играю дома.

А еще я знаю, вы сочиняете музыку…

— Не позиционирую себя как композитор, но «наиграть» музыки пришлось очень много. Могу написать недостающую партию для инструмента. Иногда дорабатываю кусочки за других. Для уже упомянутого спектакля «Прощай, конферансье» дописывал музыкальные фрагменты за Яна Френкеля по его просьбе. Вместе с Аркадием Аркановым писали песни. Его стихи, моя музыка. Писал клавиры для Марка Фрадкина. Наиграл музыки я много, но повторюсь еще раз: не считаю себя композитором, скорее это мое хобби.

Левон Оганезов

— Не позиционирую себя как композитор, но «наиграть» музыки пришлось очень много

Фото: Global Look Press/Natalia Shakhanova

Достигнув высот в исполнительском искусстве, можно и почить на лаврах, но вы продолжаете работать.

― К славе я равнодушен. Мне удалось найти внутреннюю гармонию и жить в согласии с собой и миром. Приятно, когда тебя узнают на улице, но еще приятнее чувствовать себя в силах, быть востребованным в свои 78 лет. И останавливаться я не собираюсь.

Справка «Известий»

Левон Оганезов окончил в 1964 году Московскую консерваторию. Победитель фортепианных конкурсов. С 1959 года работает в качестве концертмейстера.

Был соведущим таких телевизионных программ, как «Белый попугай», «Суета вокруг рояля», «Добрый вечер с Игорем Угольниковым», «Жизнь прекрасна». Лауреат премии «Золотой Остап» за юмор в музыке.

 

Источник: iz.ru