Право школьника на ошибку: чему и как учить современных детей

23.10.2018 0

Какую школу мы хотим для своих детей? Какими качествами должен обладать Учитель, способный научить школьников мыслить, анализировать и пользоваться своими знаниями? И почему у ребенка должно быть право на ошибку? Проблема в том, что нашим детям не подойдет даже самая лучшая школа прошлого. Поколение современных ребят нуждается в ином подходе в обучении, в другой системе получения знаний. Способы поступления информации многообразны, они видоизменились. Реалии современного мира требуют другого способа обработки и систематизации информации нежели это было 20 или 30 лет назад. С помощью интернета, к примеру, за один день можно узнать столько нового, сколько один человек полвека назад не мог получить даже за месяц.

Система образования, возможно, самая консервативная сфера в любой стране мира. В Беларуси рука об руку с этой проблемой идет еще проблема нехватки финансов. Мотивация труда учителя очень низка. Да, есть таланты и преданные педагоги, но, согласитесь, их немного. Престиж профессии заметно упал, в школах катастрофически мало мужчин. По сути наших детей учат только женщины, отсюда гендерные стереотипы о том, что заботиться и поучать – это исключительно женское дело, при этом еще достаточно неблагодарное и малооплачиваемое.

Большинство учителей отмечают проблемную систему оценки знаний. Морально она достаточно устарела. Поставить оценку — значит оценить знания ученика, измерять их абсолютно конкретной величиной. Учитель оценил и подвел итог, будь это контрольная работа, итоги четверти или учебного года. А если отметка достаточно низкая? Для системы в данном случае это не важно. Цель – поставить эту самую оценку, а не предоставить возможность ребенку получить знания, довести до приемлемого уровня то, чему по каким-то причинам его не доучили или он сам не справился. Во многих мировых системах образования оценка знаний происходит по иным критериям.

Фото с сайта www.clicow.com

Финляндия. Практика.  Финны говорят: «Либо мы готовим к жизни, либо – к экзаменам. Мы выбираем первое». В их школах нет домашнего задания, в классах вместо парт – удобные кресла и диваны. В программу школ входят походы, экскурсии. Знания в достаточной степени прикладные. Оценка знаний есть, но она не носит карательного характера, скорее это совет: куда двигаться, где подтянуть. Особое внимание уделяется атмосфере в коллективе.

Великобритания. Мотивация. В Британии с 2008 года в школах массово начали уходить от использования красных чернил, считая, что это может пошатнуть систему мотивации ребенка. Красный цвет достаточно агрессивен, поэтому учителя используют дружественные цвета, к примеру, зеленый или голубой. Было бы здорово принять это на заметку и нашим педагогам. Ведь у нас даже в «Метадычных  рэкамендацыях па фарміраванні культуры вуснага і пісьмовага маўлення ва ўстановах адукацыі» прописывается: «Выпраўленне памылак, дапушчаных вучнем, надпісванне правільнага варыянта, іншыя запісы ажыццяўляюцца ручкай з пастай чырвонага колеру».

Фото с сайта www.cultmoscow.com

Франция. Эстетика. Во французской школе, если у ребенка есть проблемы с успеваемостью, его могут направить в ассоциацию, помогающую детям в учёбе. В расписание ребенка уже входят часы дополнительных занятий. Если ему нужно что-то подтянуть, он подтягивает, если нет, то изучает интересующий его предмет углубленно. Интересно то, что французы большое значение уделяют обеду. На него отводится в среднем 2 часа. Сервировка со вкусом, изысканные названия блюд, разнообразная и полезная еда – все это прививает вкус со школьной скамьи. В Беларуси постановлением Минздрава №67 от 3 мая 2016 года только ужесточили требования к использованию сосисок и колбас в питании дошкольников, но не исключили. Школьников же кормят этими полуфабрикатами 1-2 раз в неделю, несмотря на предупреждения международных сообществ врачей о последствиях их употребления.

Во французских школах применяется двадцатибальная система оценки знаний. Родители регулярно получают табели успеваемости, но видят не только оценки своего ребенка, но и минимальный, максимальный и средний балл по классу. Выводы действительно можно сделать более объективные. К этому всему можно еще добавить любимое слово французов «doucement» (тихонько, спокойно). Именно в этом ключе они видят способ формирования мотивации и желания учиться.

США. Свобода самовыражения. Американские школы отличаются своим подходом к субординации. Ученик легко может поговорить с директором учебного заведения о шоу-бизнесе, спросить у преподавателя, как прошли его выходные. Учителя абсолютно уверены: чем меньше условностей и формальностей в общении между ними и их подопечными, тем лучше. Школьной формы в большинстве школ нет, главное, чтобы детям было удобно. Школа для американских детей – центр их жизни. Мероприятия, соревнования, учеба, достижения – все связано со школой.

А теперь задумайтесь: приходя в школу, наши детишки садятся за одинаковые парты в одинаковые позы и открывают одинаковые учебники. Система оценки знаний также одинакова, подход один ко всем. В начале 20-го века цель обучить грамоте все слои населения СССР привела к тому, что ученики сели за те самые одинаковые парты. Развивающаяся семимильными темпами промышленность дала возможность печатать книги большими тиражами. Результат действительно был, и он был полезен. Система образования давала стране именно тот тип человека, который требовался государству. По итогам переписи населения к 1940 году неграмотными оставались в основном граждане старше 50-ти лет, а процент грамотности населения младше 50-ти приблизился к 90.

Фото с сайта www.xvatit.com

Сейчас миру требуются инициативные и креативные личности, которые могут генерировать идеи. Наша система образования пока не способна воспитать подобную личность в силу своей отсталости от мировых тенденций. Только в нашем языке есть фраза «инициатива наказуема», которая досталась нам из советского наследия. Она и сейчас справедлива для многих сфер нашей жизни. А что это значит для школ? Как только ученик пытается выйти за рамки, ему сразу же ставят это в упрек. Инициатива постепенно умирает в человеке еще в детском возрасте. Ребенок учится получать хорошие отметки, а не проявлять себя как личность. Каждое домашнее задание превращается в битву за оценку. И родители включаются в нее, желая, чтобы их чадо было успешнее, чем остальные. Но эта успешность выражается не в количестве и качестве усвоенных знаний и навыков, а в отметках в дневнике. Но ученик и не должен сразу все делать на «отлично», ведь тогда теряется сама суть обучения – научиться учиться. Даже когда он не смог решить пример, задачку, но пытался — это уже результат.

Вот что по этому поводу говорит профессор МГППУ, кандидат психологических наук, руководитель Московского городского центра по работе с одаренными детьми Виктория Юркевич: «Если у ребенка все сразу получается, это не обучение, а фикция. Обучение должно быть трудным для любого ребенка, даже для одаренного, только тогда оно развивает. Нужно дать детям право на ошибки».

Фото с сайта www.youtube.com

Если родители не дают ребенку права на ошибку, а ставят только самые наивысшие цели во всем, легко получится вырастить из малыша перфекциониста-взрослого с набором неврозов и комплексов. Родителям и учителям важно всегда помнить, что школа – это еще не вся жизнь маленького человека, у него есть свои интересы и потребности в зависимости от возраста. Превращать учебу в тягостную работу и испытания – это значит привить ненависть к знаниям в принципе.

Конечно, всегда есть исключения: гимназии, лицеи и отдельные школы, где собирается штат педагогов, которые мыслят вне системы. Когда ситуация изменится? Можно поменять материально-техническую базу, ввести новые программы, переписать в сотый раз учебники, обновить систему оценки знаний, но ментально мы еще долго не поменяемся. Должно смениться не одно поколение, прежде чем мы ощутим результаты. Сейчас в такой популярной сфере среди молодежи, как IT, большинство руководителей едва ли достигли 30-ти лет. Когда-нибудь эти молодые люди, мыслящие по-иному, войдут и в другие сферы экономики и привнесут те инновации и инициативы, которые сейчас выводят белорусскую IT-сферу на лидерские позиции в нашей стране.  

© mamochki.by

Администрация сайта разрешает воспроизведение опубликованных на портале www.mamochki.by статей, правообладателем которых является. Воспроизведение разрешается при условии обязательного указания активной гиперссылки на первоисточник, сопровождаемой надписью «по информации «mamochki.by» или иной аналогичной надписью.

18.04.2018

Ксения Потапенко

Источник: mamochki.by